Четверг, 25 04 2024

ОНЛАЙН - НОВОСТИ   Усть - Вымского района

 Музей истории города Микунь  знакомит с одним из разделов экспозиции.

А именно речь пойдет о строительстве железной дороги в Коми крае. Если взглянуть на карту, то железная дорога проходит через всю республику. Но была стройка железной дороги, которой не суждено было сбыться, которая стала в последствии "мертвой дорогой"-это Пинюг - Усть - Сысольск.


28 июня 1929 года было создано Управление северными лагерями ОГПУ (УСЕВЛОН или Севлаг), которое стало первым в будущей системе ГУЛАГа. Строительство железнодорожной ветки Пинюг — Усть-Сысольск (Сыктывкар) и автодороги Усть-Сысольск — Ухта были главными направлениями его деятельности.


Зимой 1929 — весной 1930 гг. были полностью закончены проектные работы по железной дороге. Летом 1930 г. должны были начаться полномасштабные строительные работы на всем протяжении трассы, с тем, чтобы в основном закончить их в 1931 г.

Уже к осени 1932 г. железная дорога и тракт с гравийным покрытием должны были начать действовать. Трасса проходила по лесной, сильно заболоченной, малонаселенной местности; на относительно небольшом удалении от нее находились всего несколько коми сел.


Строительство было начато с двух направлений — от Пинюга и Сыктывкара (так с весны 1930 г. именовался Усть-Сысольск).


На строительстве железной дороги трудилось более 40%, а вместе со строителями тракта — более половины заключенных УСЕВЛОНа. На всем протяжении трассы, примерно через каждые 10 километров, были разбиты небольшие лагпункты (2–6 бараков и палаток, общежитие охраны, контора и т.д.) «наполняемостью» до 500 заключенных.


Для выполнения гигантских планов первой пятилетки не хватало ни средств, ни техники, ни металла, ни кадров. Небольшая, имеющая местное значение железная дорога Пинюг – Усть - Сысольск не относилась к «главным стройкам социализма». Поэтому в апреле 1931 г. НКПС принял решение о временной консервации строительства. К лету-осени 1931 г. явно обозначилась смена приоритетов в деятельности ГУЛАГа на Европейском Севере. Еще в июле 1930 г. при Совете труда и обороны был создан Особый комитет по сооружения Беломоро-Балтийского водного пути.


Затем срок сдачи дороги перенесли на 1935 год, а в 1940 году эту дорогу окончательно похоронили. 9 мая 1940 года было принято постановление о строительстве дороги по направлению Котлас – Воркута. К этому времени затраты на строительство уже составили 12 млн. руб. (40% запланированных ассигнований), прорублено 90% просеки, отсыпано 45% земляного полотна, построены 55% искусственных сооружений, 60% времянки, протянуто 90% телеграфной линии. И все это было брошено, постепенно приходило в негодность.

Главный же печальный итог – более 5,5 тыс. умерших заключенных-строителей железной дороги.
А первый поезд на станцию Сыктывкар пришел только в 1961 году.